Тревога и депрессия повышают риск образования опасных тромбов
Тревожность или депрессия могут повысить риск образования потенциально опасных для жизни тромбов, известных как тромбоз глубоких вен (ТГВ). При тромбозе глубоких вен, обычно в ногах, образуется тромб. ТГВ может вызвать повреждение, ограничив приток крови к месту образования тромба и повысив давление в венах. Еще большая опасность возникает, если часть или весь этот тромб отрывается и затем перемещается в легкие, где он может заблокировать приток крови, вызывая одышку, боль в груди и даже смерть.
За последнее десятилетие ученые обнаружили связь между психическим здоровьем людей и риском образования этих тромбов. Однако противоречивые результаты исследований и осложняющие факторы — такие как прием лекарств некоторыми субъектами исследования и истории высокого кровяного давления — затруднили определение того, как именно эти два явления связаны.
В исследовании, опубликованном в American Journal of Hematology, изучалось не только то, насколько сильно тревога или депрессия могут повысить риск тромбоза глубоких вен у человека, но и почему.
«Мои исследования основаны на моих пациентах», — рассказала ведущий автор исследования доктор Рэйчел Розовски из Массачусетской больницы. «Когда я осознала связь между длительной тревогой и депрессией и тромбами, я начала думать о том, могут ли эти состояния повлиять на риск развития тромба у пациента».
Для изучения связи ученые ретроспективно проанализтрова данные почти 119 000 человек. Данные включали измерения активности мозга, связанной со стрессом, полученные с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Сканирование ПЭТ выявляет уровни активности и энергопотребление различных частей мозга.
Исследователи сравнили активность миндалевидного тела — области мозга, которая обрабатывает и реагирует на потенциальные угрозы — с активностью вентромедиальной префронтальной коры, которая помогает регулировать миндалевидное тело и, таким образом, контролировать эмоциональные реакции. Таким образом, исследователи получили снимок нейронной активности, связанной со стрессом, или SNA.
Данные также включали измерения высокочувствительного С-реактивного белка, маркера воспаления , и вариабельности сердечного ритма, показателя адаптивности . Чем выше вариабельность сердечного ритма, тем лучше ваш организм может справляться со стрессовыми ситуациями.
Из всей группы примерно у 106 450 человек был диагностирован тревожный синдром, а у 108 790 — депрессия; в этих группах наблюдается совпадение, поскольку у многих участников наблюдались оба заболевания.
В течение среднего периода наблюдения в 3,6 года около 1780 участников исследования перенесли ТГВ. Те, у кого в анамнезе были тревожность или депрессия, имели на 53% и 48% больше шансов испытать ТГВ, соответственно, по сравнению с теми, у кого в анамнезе не было ни одного из этих состояний. Аналогичные тенденции наблюдались среди людей с обоими состояниями.
Более того, из 1520 человек, прошедших ПЭТ-сканирование, у тех, у кого были тревожность или депрессия, наблюдался более высокий уровень SNA, чем у тех, у кого не было ни одного из этих состояний. У людей с более высоким, чем обычно, уровнем этой активности вероятность возникновения ТГВ была на 30% выше, чем у тех, у кого нормальный уровень.
«Сначала мы показали, что тревожность и депрессия были значительно связаны с увеличением SNA», — сказала Розовски. Затем команда обнаружила, что SNA была связана с повышенной лейкопоэтической активностью, то есть созданием белых кровяных клеток — движущей силы воспаления.
Ранее было показано, что это «способствует свертыванию крови через множество различных механизмов», сказала она. И теперь команда связала точки от тревожности и депрессии до СНА и риска тромбоза глубоких вен.
Три потенциальных механизма связывают тревогу и депрессию с тромбозом глубоких вен: более высокий уровень SNA, более высокое воспаление и сниженная вариабельность сердечного ритма. Похоже, что чем больше стресса испытывает человек, тем выше у него риск тромбоза глубоких вен, заключили исследователи.
Примечательно, что исследователи были ограничены данными, которые уже были собраны. Перспективные исследования, которые следят за людьми с течением времени, позволят ученым отслеживать изменения в стрессе и воспалении и видеть, как они связаны с тромбозом глубоких вен. Команда планирует изучить, как лечение тревожности или депрессии может повлиять на показатели тромбоза глубоких вен, и они также хотят посмотреть, может ли каким-то образом снижение SNA снизить риск.
«Если у вас депрессия или тревожность, знайте, что это потенциальные факторы риска образования тромбов», — сказала Розовски. «Но также подумайте, есть ли у вас другие факторы риска и что вы можете сделать с ними, чтобы снизить риск».
* Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не служит рекомендацией для лечения заболеваний
Обсудим?
Смотрите также: